Российское кино  

В России менее чем через год после сеанса на бульваре Капуцинок актер Малого театра Б. Сашин снял и демонстрировал в Москве первые русские фильмы "Конно-железная дорога" и "Вольная богородская пожарная команда". В сентябре 1896 года А. Федецкий снял в Харькове крестный ход с чудотворной иконой, а вскоре придворный фотограф А. Ган-Ягельский в Петербурге начал снимать сценки из жизни царской семьи. Подобные съемки производились во всех европейских и многих азиатских и американских странах.
Фильмы были короткие, фиксировали главным образом реальные события жизни, без специальной подготовки, без сюжета, без актеров. Такие фильмы называют теперь хроникой. Однако зачатки будущего искусства в этих хроникальных фильмах уже были. Так постепенно, порой бессознательно, первые кинематографисты открывали потенциальные возможности кинематографа, его выразительные средства, его художественную специфику. Интересно, что сам Луи Люмьер не видел потенциальных возможностей синематографа. И когда к нему обратился человек, предлагавший все свое небольшое состояние за право на синематограф, ответил: "Скажите спасибо, что мое изобретение не продается. Иначе я разорил бы вас. Как научная диковинка синематограф когда-нибудь получит признание, но коммерческих перспектив он не имеет!" О художественных перспективах и речи не шло!
Но человек не поверил, не отступился. Его звали Жорж Мельес. С его именем связан новый шаг в развитии киноискусства.
Мельес приобрел аппарат Люмьера, стал снимать собственные фильмы, сначала столь же примитивные, как люмьеровские. Однако фантазия у него была гораздо богаче, опыт больше. Он сразу заметил, что приобретенный им аппарат таит поразительные возможности.
Всего с 1897 по 1913 год Мельес выпустил несколько сотен фильмов, поразивших воображение зрителей всевозможными чудесами. Несмотря на дурной вкус Мельеса, его вклад в киноискусство огромен. Волшебник и маг, он первым понял силу зрелищности кинематографа, его бесконечные возможности. Он первым стал экранизировать литературные сюжеты, первым доказал, что нет такой даже самой смелой фантазии, которая не могла бы на экране показаться реальностью.
Примитивность этих "экранизаций" вскоре перестала удовлетворять зрителей. Не помогали даже попытки "озвучивания" этих фильмов, т. е. чтение монологов живыми актерами за экраном. Хроника, комедия, феерия бурно развивались, требуя и от экранизации нововведений, кинематографических эффектов.
В 1908 году группа литераторов и театральных деятелей организовала общество "Фильм д''Ар", что значит "Художественный фильм". Они поставили своей задачей сделать кино подлинным искусством, проводником культуры, хорошего вкуса. Начиная с исторической мелодрамы "Убийство герцога Гиза", это общество выпустило множество фильмов по известным романам и спектаклям, привлекая к съемкам первоклассных артистов (Сару Бернар, Габриель Режан), тщательно следя за историческим правдоподобием костюмов и бутафории, снабжая фильмы длинными пояснительными надписями.
О том, что кинематограф сам является высоким и подлинным искусством, речи пока не было. Однако счесть его не только развлекательным балаганом, но и своеобразным орудием культуры, пропагандистом произведений искусств - значило отнестись к нему серьезно.
До первой мировой войны в авангарде кинематографистов шли французы. Но как ни старались они удержать монополию на киносъемки, повсюду с ними вступали в соревнование местные смельчаки. В России французские фирмы главенствовали десять лет. Однако, начиная с 1907 года, появляется ряд русских предпринимателей, не удовлетворявшихся прокатом иноземных картин и начавших собственное производство. Среди них наиболее просвещенным и организованным был А. А. Ханжонков.
Поначалу уважающие себя театральные актеры отказывались сниматься в "киношке", писатели запрещали касаться своих произведений, родители не позволяли благовоспитанным детям ходить в "кино-балаган", "театры для нищих". Однако среди прогрессивной интеллигенции интерес к кино возрастал. Появились специальные киножурналы, где, кроме рекламы и завлекательных фотографий, помещались порой серьезные статьи, обсуждавшие появление нового искусства и его влияние на общество, на другие искусства, на просвещение, на молодежь.
Художественные достижения кинематографий разных стран были разнообразны. Но быстрое распространение фильмов, несложность перевода титров (надписей) на иностранные языки обеспечивали активный обмен между странами, взаимовлияние и успешное освоение достижений соседей. Кино проявило себя как поистине интернациональное искусство. Заговорили о "киноязыке", понятном всем народам.



Становление российского кино происходило тяжело и долго, так как оно родилось уже при развитом кино в других странах. Выпуск первых фильмов, несмотря на крайнюю примитивность "экранизации", достиг сразу внушительных результатов, особенно к началу первой мировой войны. Россия гордилась своим кинематографом, доказывала свою возможность быть на уровне мирового кино. Всегда российское кино было связано со всеми историческими процессами, происходящими в стране и в мире вообще. Кинематограф России всегда шел от позиции добра, как и вся русская культура, поэтому кино в России всегда было любимым видом искусства нашего народа.

Русский народ всегда воспитывался на добрых сказках, былинах, в которых побеждали добрые герои. Эта мысль была подхвачена и естественным путем как наследство передано российскому кинематографу. Огромную роль оказывает кино на воспитание, становление личности человека.

Что бы начать собственное кинопроизводство в те времена, приходилось прилагать много усилий, мешало отставание техники - кино и электроаппаратуры, химикалиев, пленки. Но был налажен импорт, и постоянный выпуск документальных и игровых картин русские предприниматели начали в 1907-1909 годах, причем сразу же достигли внушительных результатов. Кинематографисты буквально набросились на русскую классическую литературу: можно с уверенностью сказать, что все известные романы, песни, рассказы, стихотворения и даже романсы были экранизированы.

Национальное кинопроизводство в России стартовало лишь в 1908 году, позднее, чем в Австралии и некоторых сопредельных с Российской империей азиатских государствах. К тому времени в стране сложилась система стационарных кинозалов, кочевые кинодемонстраторы, наскоро переделывавшие под зрительный зал амбары или торговые залы пустующих магазинов, уходили в небытие. Русское кинопроизводство начиналось с коротких документальных лент - "видовых". В 1907-1908 годах несколько русских предпринимателей пытались снять собственные игровые картины. Неопытность приводила к фиаско.

Но уже к 1914-1915 годам появились вдумчиво построенные и выразительно оформленные и сыгранные кинофильмы. Лучшим дореволюционным фильмом можно считать "Пиковую даму" режиссера Я. Протазанова. Международное внимание заслужили большие исторические полотна: "Оборона Севастополя", "Трехсотлетие дома Романовых" и "1812 год".

Русское кино с каждым годом увеличивало количество выпускаемых фильмов и довело его до 500 в 1916 году, тем самым став в один ряд с ведущими кинематографическими державами. Основную роль в завоевании мирового авторитета играли, конечно, художественные достоинства фильмов. Все большую популярность приобретали и актеры.

В первые годы русского киноэнтузиазм превалировал над профессионализмом, но постепенно неофиты становились мастерами, а третьеразрядные театральные исполнители - звездами экрана. Постепенно менялась и структура фильма: "серия ''живых картин''" превращалась во все более внятное повествование, наметилась тенденция к удлинению лент: от пяти- десятиминутных роликов - к привычному нам метражу.

Радикально изменила ситуацию в отечественном кинобизнесе первая мировая война. Закрытие границ вызвало пленочный голод, но вместе с тем стимулировало российское кинопроизводство. Если до 1914 года лишь десять процентов лент, шедших на российских экранах, были отечественными, то к 1916-му уже девяносто процентов прокатываемых фильмов было произведено в России. .

Hosted by uCoz