The world of Celebrities
История Кино Великие звезды Форум Гостевая книга

Сто лет назад родилось кино - подлинное чудо, сотворенное человеческим гением. Родилось примерно одновременно с самолетом и автомобилем, с радио и электрической лампой, с иммунологией и рефлексологией, с теорией относительности и атомной физикой, со многими другими великими открытиями в науке и технике. Да и рождение кино стало возможным благодаря научным и техническим изобретениям.
Но ведь кино - искусство!
А новых искусств за последние два тысячелетия существования культуры не появлялось. Существующие искусства изменялись, развивались, обогащались, вырабатывали новые виды, жанры, приемы, но оставались традиционными, издавна известными человеку. Считалось, что искусств всего семь. Но если причислить историю и астрономию к искусствам - получалось девять. И древние греки дали каждому искусству свою музу. Богиням, рожденным от Зевса и Мнемосины, дали звучные имена: Евтерпа, Клио, Талия, Мельпомена, Терпсихора, Эрато, Полигимния, Урания, Каллиопа.
Новому искусству богиню не измышляли. Но имя Кино вписалось в строй божественных имен и означило новую, десятую музу. Согласитесь, что появление новой богини - чудо.
Вначале многие сомневались: искусство ли кино?
Может быть, просто новое техническое средство для фиксации и распространения произведений старых, традиционных, вечных искусств? Ведь с самого начала было ясно, что "движущиеся фотографии" порождены бурно развивающейся техникой. И могут ли физика, химия, оптика, механика породить новое искусство? Заметно было, что кино заимствует сюжеты у литературы, расположение предметов на плоскости экрана - у живописи, актерскую игру - у театра. Что ж это за новое искусство, лишенное самостоятельности, грабящее других, да еще преподносящее литературу, живопись и театр в примитивном, наивном, неполноценном виде?
Балаган! Ярмарочный аттракцион! Театр для нищих! И много других презрительных наименований посыпалось на кино.
А балаган, аттракцион, театр для нищих завоевывал все новые миллионы зрителей, распространялся по всем континентам, открывал все новые свои качества... Не тысячелетия, а считанные годы потребовались ему, чтобы прекратить все споры, опровергнуть сомнения и занять почетное место рядом с литературой в семье других искусств.
Новое искусство вошло в каждый дом, в каждую семью, в сознание каждого человека. Оно завладело умами и сердцами. Дало ли оно человеку новые знания, расширило ли его кругозор, возвысило ли его чувства или, может быть, отвлекло его от труда, от размышлений, забило ему голову чепухой, лживыми пустяками? Может быть, это отрава, зло, дурман? Или все-таки радостное, доброе, мудрое чудо? Теперь этому чуду исполняется сто лет. Как мало по сравнению с другими искусствами, ведь сто лет немного больше средней человеческой жизни. И вместе с тем как много! Как быстро неслось время за это грозное, тревожное, стремительное столетие - двадцатый век! Мир менялся так быстро и решительно, как никогда ранее в истории человечества... И все эти перемены, все эти глобальные процессы кино было обязано отразить. И не пассивно отразить, а активно вмешаться в них. Гигантская, потрясающая задача - влиять на жизнь человечества, на ход истории, развитие культуры, духовности, нравственности... И выполнять все это, формируя свои выразительные средства, вырываясь из положения новичка, становясь едва ли не самым влиятельным, богатым и распространенным искусством!
Разные искусства, обладая каждое своим языком, воссоздают разные образы мира, но только два из них - искусство слова и кинематограф пользуются целым набором языков, позволяющих воссоздавать предельно полный образ реальности. Это делает их особенно значимыми в истории культуры. В чем же их значение?
Искусство представляет собой не второстепенный и факультативный элемент человеческой культуры, а ее обязательную и одну из важнейших частей. Культура в целом - орган коллективного сознания, мозг общества. Она накапливает и хранит информацию. Но еще важнее ее другое свойство: она имеет способность увеличивать объем информации. В этом смысле культура проявляет себя как "думающее устройство". И именно искусство составляет наиболее активный центр генерирования новых смыслов. Если искусство в этом отношении является смыслообразующим генератором культуры, то в самом искусстве такую роль все больше играет кинематограф. Теперь, когда задача создания искусственного интеллекта встает перед наукой как актуальная и активно изучаемая проблема, анализ процессов выработки новой информации приобретает растущее значение. Не только интересы общего развития культуры, но и прогресс научной мысли в настоящее время все более настоятельно требуют распространения грамотности в вопросах искусства. Наконец, искусство тесно связано с вопросами моральной ответственности и имеет гораздо более, чем наука, выраженный моральный пафос. Кинематограф и здесь занимает особое место: не рассказывая словами, а создавая иллюзию "второй реальности", он значительно более активно влияет не только на интеллектуальные, но и на эмоциональные и волевые стороны человеческой личности.

Hosted by uCoz